Фастер Бастер (fasterbaster) wrote,
Фастер Бастер
fasterbaster

Трамвайчеги в Питере и евротизм в мозгах

На днях один господин П (не будем называть его имени, чтобы не позорить прилюдно - все-таки когда-то он был у меня во френдах) в своем журнальчеге снова поднял тему Питерского Трамвая (тм). Как обычно, началось все со стенаний о кознях злой Матвиенки, изводящей рулезный трамвай в историческом центре, и тут же (как обычно бывает у психов - вопреки логике) перешло на проклятия по адресу самих питерских трамваев, уродливых, сотрясающих все вокруг вибрациями, с неудобными салонами совсем-таки без кондиционеров и кожаных сидений, в общем - никакой тебе евротичности и цивилизации. Затем, изругав питерские трамвайные пути и неоригинально заключив, что "так жить нельзя", г-н П приступил к изложению того, "как должно быть". 

Естественно, в качестве образца для "лапотного и убогого" Питера тут же была избрана "просвещенная Европа" - г-н разливался соловьем о рулезности трамваев в Берлине и Хельсинки, о том, какие там прекрасные трамвайные линии и как автомобили совсем не замечают рельсов, как хороши сами трамваи и так далее. В общем, Остапа понесло:

Трамвай! - вещал П.- Знаете ли вы, лохи, что такое трамвай? Он двигает вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что повсеместное трамвайное движение при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить этот заштатный городишко?

Г-н П. только что вернулся из Берлина, поэтому красноречие его было необыкновенно.

- Да!-кричал он.- Трамваи обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Питер станет трамвайным центром Европы! Что вы раньше слышали о городе Брно? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там было организовано трамвайное движение. Поэтому я говорю: в Питере надо устроить повсеместный трамвай.

- Как?-- закричали все.

- Вполне реальная вещь,- отвечал П,- мои личные связи и ваша самодеятельность - вот все необходимое и достаточное для организации поголовной трамваизации Питера. Подумайте над тем, как красиво будет звучать: "Питерская трамвайная революция 2008 года"!

Для лучшего понимания лохами своих мыслей П сопровождал лекцию забавными фотками "уродливых совковых трамваев":



- Например, в Берлине,- продолжил П свою мысль,- я наблюдал картину возрождения трамвая, как удобного, экологически чистого и экономичного транспорта. Западный Берлин прибил у себя трамваи еще в середине 60-х, а сейчас вот немцы тянут линии трамвая из отсталого Восточного Берлина и туда, в передовой Западный!

Ослепительные перспективы развернулись перед слушателями. Пределы экранов расширились до размеров самой напальцованной плазмы. Гнилые стены офисов рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный стотридцатитрехэтажный дворец трамвайной мысли.

Мраморные лестницы ниспадали в Неву. На Неве стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы. Трамваи конвейером двигались среди мраморных отелей. Но вот - все остановилось. Из фешенебельной гостиницы "Питерский Трамвай" вышел единый кандидат от объединенной оппозиции г-н П. Его окружали дамы. К кандидату с достоинством подошел мэр города Берлина Иоахим Брюхнер.

Беседа двух трамвайных светил, ведшаяся на немецком языке, была прервана прилетом Чубайса.

Приветственные крики потрясли город. Чубайс поморщился. По мановению руки П к аэроплану была подана мраморная лестница. Чубайс сбежал по ней, приветственно размахивая новой шляпой и комментируя на ходу возможную ошибку правительства в предстоящей реформе ЖКХ.

- Не беспокойтесь,- вещал П,- мой проект гарантирует городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда революция окончится и когда уедут все иностранные поставщики евротрамваев, еврорельсов и прочего высокотехнологичного еврооборудования. Неэффективное быдло, стесненное жилищным кризисом, голодом и холодом, постепенно вымрет. Останутся только эффективные менеджеры. Пролетарии не будут больше ссать в подъездах. Трамвай сделает Нью-Питер элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.

- Всего мира!!! - застонали оглушенные лохи.

В общем, сил моих дальше терпеть это надувательство не было - пришлось вмешаться.

Значицца, так, господин хороший - давайте не будем иппать людям моск и расскажем, как в Берлине обстоят дела и нагуя там сдался трамвай. Для начала посмотрим на карту берлинского метро:

http://www.go2travel.ru/metro/berlin.gif

Как видите, метро в Берлине много. Больше, чем в Питере. Однако интервал поездов даже в час пик - 5 минут. Не в час пик - 8 минут. Для сравнения, в Питере в час пик на некоторых линиях интервал составляет 45 секунд - то есть пиковая пропускная способность питерского метро почти в 7 раз выше, чем берлинского. Кстати, именно поэтому проезд в питерском метро стоит 14 рублей с любым числом пересадок - ведь основные расходы на эксплуатацию метро от количества пассажиров не зависят или зависят очень мало, это расходы на содержание тоннелей, станций и разного рода инфраструктуры типа электрокабелей и энергоподстанций. А в берлинском метро цена проезда 42 рубля (1.2 евро), причем за ТРИ!!! остановки и только по одной линии, без пересадок. А если без этих ограничений, как в питерском метро - 77 или 115 рублей, в зависимости от дня недели. Как видите, цифры хорошо коррелируют с загрузкой метро.

Другими словами - вместо того, чтобы занимать улицы трамваями, городским властям Берлина было бы достаточно просто добавить поездов в метро. Причем это сразу улучшило бы экономические показатели берлинского метрополитена - причины описаны выше. Однако по ряду причин берлинским властям это неинтересно.

Причина первая - хочется украсть денег. На вагонах метро много не украдешь - это готовое изделие с известным уровнем цен. А вот на прокладке рельсового пути и контактной сети под трамвай можно сделать откаты себе на карман по 200% от реальных расходов.

Причина вторая логично следует из первой: на метро просто нет достаточно желающих ездить при таком уровне цен, как там сейчас заряжен. Вот вам и конкретные цифры:

Einzelfahrkarte/Kurztrecke (EUR 1.20) - билет для коротких поездок в зоне AB дает право проехать в одном направлении ТРИ!!!! станции на метро или на электричке, либо ШЕСТЬ!!! остановок на автобусе или трамвае с одной пересадкой на разные виды транспорта. Например, с автобуса на автобус нельзя. Зона АБ - это только центр Берлина, да и то не весь.

Langstrecke (EUR 2.20/3.30) - стандартный билет в зонах AB/ABC дает право в течение ДВУХ ЧАСОВ с момента начала первой поездки ездить во всех направлениях с неограниченным количеством пересадок на метро, городской электричке (S-Bahn), автобусе и в пределах тарифных зон AB и BC.

Tageskarte (EUR 5.80/6.50) - многократный проездной билет в зонах AB/ABC действует с момента первого компостирования до 3 часов ночи следующего дня (то есть на сутки).

Кстати, вот вам и цена вопроса: евротичный трамвай в Берлине стоит 1.2 евро - 42 рубля - всего за 6 остановок. Вы думаете, в Питере он каким-то чудом будет стоить дешевле? И вы готовы столько платить?

Все европестуны обходят этот вопрос молчанием - хотя он очевиден. Это вообще врожденная особенность поклонников евротичности - они хотят, чтобы им было как в европе, но чтобы стоило это как в совке. То есть, применительно к реальной нынешней ситуации - чтобы кто-то другой оплатил им эту евротичность.

Вы ведь все наверняка помните, как эти подонки орали, разваливая СССР - "не хотим жить в хрущобах" (которые им государство давало забесплатно), "хотим квартиры как в Эуропе". Ну что же - хотели, получите - теперь любой желающий может прийти и купить без всякой очереди квартиру как в Европе. Как только 300K$ накопит. В результате громче всех оравшие теперь сидят в этих же хрущобах, но уже не забесплатно, а с ипотекой на 135K$.

Вы наверняка помните их вопли - "не хотим ездить на Жигулях, хотим хорошие немецкие машины". Ну что же - нет проблем, теперь любой желающий может пойти к дилеру Daimler-Chrysler и купить там совершенно без очереди хорошую немецкую машину Майбах-62S с креслом-качалкой и массажером для задницы. Всего-то и надо денег - 470K$. В результате крикуны ездят на ржавых Жигулях.

С евротичным трамваем будет то же самое - все пускают слюни, забывая, что любой пирожок имеет цену. За 14 рублей по всему маршруту трамвай и его пути могут быть только такие, как на фотографии г-на П. А такие трамваи и пути, как в Берлине - за 42 рубля шесть остановок. Желающих ехать за 42 рубля шесть остановок стоя в вагоне с еще 120 человеками в час пик - пусть даже это будет вагон с идеально мягким ходом, кондиционером и прочими грелками для пупка - так вот толпу желающих ехать так за столько денег я что-то не наблюдаю.

В принципе, на этом разговор о евротичном трамвае в Питере можно было бы и закрыть.

Но, раз пошла такая пьянка - давайте уж заодно разберем и тезис о злобной Матвиенке, вредительски закрывающей столь ценные горожанам маршруты трамвая в историческом центре Питера. Для этого нам придется сначала пройти маленький ликбез по логистике и основам организации движения - а то некоторые из особо одаренных лохов всерьез полагают, что если на Литейном вдоль трамвайных путей поставить заборчики, то это сразу решит все проблемы. ;)

Итак, зададимся вопросом: в каком же месте трамваи и безрельсовый транспорт (автомобили, автобусы) мешают друг другу? 

Это в 99% случаев происходит НА ПЕРЕКРЕСТКЕ.


Именно перекрестки являются проблемой. Именно на них тягостно ползущая трамвайная кишка задерживает движение, снижая пропускную способность всей магистрали по сравнению с просто шоссейным пересечением в 1.5-2 раза (в зависимости от интенсивности движения трамваев). Именно на них сам трамвай превращается в транспортную парашу, ползающую по городу со средней скоростью в 30 кмч и даже меньше.

А ездить быстро через перекресток трамвай не может - иначе там начнутся авария на аварии. Ибо тормозной путь трамвая, мягко говоря, не автомобильный. Да даже с медленно ползающими через перекрестки трамваями, прямо скажем, бьется машин много больше, чем на таком же перекрестке без трамвая. Поднимите статистику ГИБДД и убедитесь сами.

И никакие "решеточки" и "заборчики" вдоль путей проблему трамвая на перекрестке не решают, ибо на перекрестке сделать их невозможно. Это очевидно. Проблему решает только развязка во втором уровне - то есть огромные эстакады (образчик трамвайной эстакады вы можете увидеть рядом с метро "Автово") и бабло, бабло потоками.

Кроме того, надо четко понимать, что "заборчики" или выделенная полоса движения для трамвая - это в историческом центре, где ширина улиц невелика и предопределена старой застройкой, означает минус полоса движения от дороги. Вы отбираете у дороги целую полосу движения (с учетом двух путей - даже минимум полторы полосы) ради того, чтобы за 5 минут по ней проехал один трамвай. Да-да, за 5 минут один - в Питере более высокая интенсивность движения трамваев реально практически нигде не достигается. Итого имеем - один трамвай вместо сотни автомашин. Той самой сотни, которые чуть раньше или чуть дальше забьют к чертовой матери перекресток - и ваш трамвай все равно будет там стоять.

И вот еще что - "трамвайным патриотам" давно пора перестать морочить людям голову на тему евротичных рельсовых пересечений, которые ну такие суперские и резиновые, что скорость при переезде через рельсы машинам совсем скидывать не надо. Да, технически такое пересечение сделать возможно. Однако надо понимать, что такое пересечение само по себе стоит очень серьезных денег (одна железобетонная подушка под ним уже стоит как новый автобус), а самое главное - оно требует постоянного внимания и вливания бабла на текущий ремонт. Сделать такое пересечение перед дворцом Путина - можно, базару нет. Оно там и сделано. Но сделать их три тыщи по всему Питеру и потом поддерживать в хорошем состоянии - для этого билет на трамвай должен стоить совсем других денег. Цифры я уже приводил.

Другими словами - "резиновых" переездов как массового явления в Питере не будет. Будут такие, какие есть - на которых легковушкам надо оттормаживаться и ехать не быстрее 30 кмч. А это означает очень простую вещь - наличие трамвайного пути поперек дороги, даже если по нему не ходит ни одного трамвая, снижает пропускную способность довольно длинного куска дороги (не менее километра-двух, а иногда и больше - в зависимости от того, где расположены следующие развилки и сколько потока на них уходит) ВДВОЕ. Вдумайтесь - ВДВОЕ!

А если еще и трамвай ходит, и надо ждать, пока эта кишка проедет? А если это перекресток - и машины, естественно, будут вставать на левый поворот, и мешать проезду трамвая? Понимаете, как это сказывается на пропускной способности дороги, да и на скорости хода самого трамвая?

Вот именно поэтому умные западные немцы в 60-е годы - как только автомашин стало много - демонтировали в Берлине вообще весь трамвай. И стало хорошо.

Теперь снова вернемся к вопросу цены вопроса. ;) Причем конкретно в Питере.

Ясен пень - существующие трамвайные пути раздолбаны, хуже того - их просто нельзя оставлять с такой конструкцией в историческом центре, потому что вибрации от проходящих по таким путям трамваев разрушают исторические здания. То есть, если трамвай оставлять, то пути в историческом центре Питера надо полностью перекладывать, и перекладывать на евротичный манер. А это крайне дорогое удовольствие.

Одних только рельсов на 100 метров пути надо 10 тонн. Грунт в Питере слабый - его придется срыть минимум на 1.5 метра вглубь и на столько же вширь от полотна (это примерно 600 кубов на каждые 100 метров даже одноколейного пути), заменить этот грунт песчаной и гравийной подушкой (примерно по 500 тонн песка и гравия), утрамбовать подушку, затем отлить на подушке сплошную железобетонную плиту полуметровой как минимум толщины, положить на нее резиновые амортизаторы, на них бетонные шпалы, снова все залить связкой, затем рельсы и т.д. Плюс "резиновые" переезды. Плюс, конечно же, контактная сеть - столбы, медная шина и т.д.

В общем, 100 метров такого пути стоят как 1000 метров хорошей шоссейной дороги в две полосы. Где деньги, Зин???

А ездить по этому пути, я напомню, будет примерно 1 трамвай за 5 минут.

Кстати, попутно развенчаем еще одну сказку "трамвайных пестунов" - об огромной пассажировместимости трамвая по сравнению с автобусами. Стандартный производимый в питере несочлененный трамвай имеет вместимость 120 человек. При этом он стоит дороже, чем производимая в нашем же питере гармошка-автобус "Скания" (вот где евротичность в полный рост). Вместимость такой Скании - 178 человек. Превед, трамвайчег!

Конечно, есть и сочлененный трамвай-"гармошка". Самая вместительная его версия ЛВС-86 вмещает около 260 человек, однако этот трамвай оказался крайне неудачным, ненадежен, и в среднем поступает под списание вдвое быстрее, чем одинарный (несочлененный) вагон. К тому же он быстро разрушает пути. Одна из причин - перегрузка крайних тележек шасси (особенно задней), причем каждой  более чем на тонну сверх проектных нагрузок (тележки взяты от обычного несочлененного вагона ЛМ-68). Кроме того, ЛВС-86 оказался склонен к сходу с рельсов. Выпуск трамваев ЛВС-86 давно прекращен, сейчас ведется лишь реконструкция отдельных списанных единиц - у трамваев полностью отрезается передняя часть и меняется на пластиковую, оборудование меняется на аналогичное несочлененным вагонам ЛМ-99, что, понятное дело, не сделает из старых ЛВС-86 нового вагона, но хотя бы позволит продолжить их эксплуатацию. Более новые сочлененные вагоны ЛВС-97 оказались еще хуже, их заднюю секцию очень сильно болтает, а поворотная площадка, из-под которой убрали опорную тележку, перегружена и быстро выходит из строя. Кроме всего прочего, ЛВС-97 еще и не проходит в стандартный габарит поворота.

Понятно, что цифра 260 - это звучит гордо. Однако в серийном производстве существуют и одноэтажные автобусы-"трехчлены" вместимостью в 270 человек (Вольво) и 300 человек (китайский Неоплан) - в Питер их пока не закупают ввиду бессмысленности применения на существующих линиях (просто нет такого большого пассажиропотока). Про двухэтажные автобусы я уже не говорю ;) - а ведь такие MANы со сроками эксплуатации более 20 лет успешно бегали на линии от Балтийского вокзала до Петергофа.

В качестве экзотики в Питере на линиях трамвая есть несколько сцепок из двух сочлененных вагонов ЛВС-86 - их суммарная вместимость составляет немного более 500 человек. Однако это уже полное безумие, порожденное нехваткой водителей и технически исправных вагонов ЛВС-86 (не секрет, что сцепки из двух ЛВС выходят на линию с неисправностями в одном из вагонов по тормозной или даже тяговой системам). Такая "кишка" надолго перекрывает перекрестки, а ее средняя скорость движения такова, что маршрут легко можно обогнать на велосипеде.

Вообще, если уж начинать рядиться пассажировместимостью - то что уж мелочиться сцепками из трамвайчегов, надо сразу брать электропоезд, например, ЭТ-2М (их делают у нас в России в Торжке). Японцы, кстати, так и поступают - у них по Токио ходят городские электрички, метро, монорельс (близкий родственник метро) и автобусы, а трамваев в Токио есть ровно один маршрут - на нем возят туристов, показывают трамвай как экзотику и древность.

Между прочим, стоимость стандартной электрички из 10 вагонов ЭТ-2М составляет 67M рублей - в среднем по 6.7M рублей (257K$) за вагон, то есть не сильно дороже, чем обычного несочлененного вагона трамвая. А вместимость вагона поезда - 240 человек, из них 98 для сидения - то есть вдвое больше. Конструктивная скорость ЭТ-2М - 130 кмч, и он столько разгоняет весьма свободно - питерским трамваям такие скорости даже не снились. Минимальный поезд из вагонов ЭТ-2М - 4 вагона, это стоит чуть больше 1 миллиона баксов и вместимость такого поезда - около 920 человек.

А знаете ли вы, сколько стоит евротичный трамвай-сочлененка, вместимостью около 200 человек? Около этих же 1 миллиона зеленых баксов. Наверное, именно поэтому в Вене до сих пор работают 9 вагонов типа E (год запуска в серию 1959) и 255 штук E1 (1966 г. - сами понимаете их технический уровень и "комфорт"), а новейшие низкопольники выпуска после 1995 г. составляют меньше 1/3 от общего парка пассажирских вагонов (152 штуки из 385).См.: http://de.wikipedia.org/wiki/Wiener_Stra%C3%9Fenbahn


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments